Анимационная полнометражка «Райа и Последний дракон» — один из наиболее оригинальных диснеевских проектов. Конечно, в мультфильме можно увидеть уши и мультсериала Аватар, и диснеевской же Моаны, и даже Моих Маленьгих Поняшек. Но сценаристы явно поработали над миром и придумали что-то своё, а не просто взяли существующий первоисточник и оболванили, как в случае с какой-нибудь Русалочкой.
Другое дело, что просто поработать — это не всегда достаточно…
Давным-давно, в далёкой-далёкой Кумандре...
На случай, если трейлеры ввели вас (как и меня) в заблуждение, поиски Райей последнего дракона занимают от силы минут двадцать. Причём большая часть этого времени — флэшбэк, где показано как был разбит «Драконий самоцвет» и выпущены на свободу монстры-друуны, превращающие людей в каменные статуи. Райа тогда была ещё маленькой (и слишком доверчивой) девочкой, которая спаслась с одним из осколков магической реликвии лишь потому что её отец пожертвовал собой.
Теперь, шесть лет спустя, Райа превратилась в девушку-воительницу, которая не доверяет никому, кроме своего ездового, гм… броненосца(?) по имени Тук-тук. И следуя легенде они наконец находят и пробуждают к жизни того самого последнего дракона, который, точнее которая пятьсот лет назад использовала ныне разбитый магический самоцвет чтобы изгнать друунов.
Собственно с этого и начинается основной сюжет, в ходе которого Райа и няшка-дракон по имени Сису ищут остальные осколки Драконьего самоцвета, которые теперь находятся в руках вождей четырёх из пяти племён страны Кумандры. Пятую нацию, разумеется, представляет сама Райа — ведь она у нас принцесса, как и все диснеевские героини.
Дисней во всей красе
Вообще, в мультфильме довольно много типичных для Диснея моментов. Красивая 3D картинка, в немного более реалистичной манере, чем у Pixar. Периодические шутки для поднятия настроения. Колоритные персонажи второго плана.
Причём персонажи приобретают особенную глубину, если задуматься. Да, девочка-младенец, возглавляющая банду вороватых обезьянок — это смешно, но как бы ещё выжил ребёнок, семья которого превратилась в камень, как не повзрослев и не выработав нечеловеческую ловкость? То же самое с квадратным амбалом, на проверку оказывающимся начитанным философом. Он ведь не просто так пытается напустить страху на незнакомцев — если что, в деревне он остался один.
А вот центральные персонажи, по всё той же диснеевской традиции — обычные сборники клише. Даром что клише эти не «беззащитная принцесса ждущая принца» и «ужасный хохочущий злодей» родом из девяностых. «Суровая принцесса-воительница», «наивная няшка-дракон» и «злодейка, которая на самом деле добрая, просто её никто не понимает» — вот новый стандарт для диснеевской формулы.
Причём в случае с антагонисткой, принцессой Намаари, как обычно Дисней ещё и разбросал намёки на лесбийскую линию с Райей. Совсем немного намёков — ровно столько, чтобы отхватить похвалу от ЛГБТ+ сообщества, но не схлопотать по ушам от консерваторов.
Впрочем, проблема с Намаари не в нескольких сценах, где можно углядеть лёгкий флирт. Она гораздо глубже, и касается морали всей картины.
Ахтунг, спойлеры!
Мораль нового мультфильма — «доверяй ближнему своему». И по большей части раскрывается она тут неплохо. Райа и Сису не раз спорят о доверии, поскольку находятся на противоположных полюсах в данном вопросе. И не раз Райа, встретив незнакомцев переходит в глухую защиту лишь за тем, чтобы потом найти общий язык и получить нового союзника. Что младенец-воровка, что амбал, что паренёк, который возит героев на своей лодке-плавучей забегаловке — все они осознают, что у них общая цель. И лишь доверяя друг другу они смогут преуспеть в своей миссии собрать Самоцвет и победить друунов.
А вот с Намаари эта формула не работает.
Доверие всегда должно быть взаимным. Да, кто-то должен сделать первый шаг, но сделать первый шаг — вовсе не означает пройти всю дорогу. И если в ответ на первый шаг тебе всаживают нож в спину — разумно как минимум остановиться. А вот финал мультфильма «Райа и Последний дракон» как бы говорит обратное. Почему?
Однозначного ответа у меня нет. Однако кое-какие мысли возникают, если вспомнить что выпустившая «Райю» компания Disney последние несколько лет только и делает, что обманывает доверие своей аудитории. Вначале черноухий Мыш подвёл нас со Звёздными Войнами, потом поползли слухи о переводе MCU на рельсы «соц.справедливости», теперь ещё подписчики Disney+ то и дело находят в своих каталогах «сюрпризы» в виде удалённых или отцензуренных материалов.
Как-то весьма своеобразно смотрится заявление «доверьтесь другим, ведь кто-то должен сделать первый шаг» от тех, кто постоянно лицемерит и обманывает… Хотя может я просто слишком глубоко копаю и всё на самом деле объясняется обычной спешкой при подготовке сценария. В конце-концов, это же Дисней.