Обаяние штампов. В какой-то степени обзор Mafia: The City of Lost Heaven.
Pr.S. Я, конечно, знаю, что обзор "Мафии" уже писал @Bafom. Он круче, я знаю. Но я все равно напишу =*
«Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.(к Римлянам, 2:15)»
В последнее время достаточно популярно обвинять разработчиков в приверженности ко всяческим стандартным и затасканным штукам. Возможно, это популярно в силу того, что в абсолютно любой элемент любой игры можно ткнуть пальцем и заявить, что все это «уже было» еще в Rogue образца 1980 года или даже в советской «Электронике», а значит – это от лукавого. Не знаю.
Так или иначе, описываемая мной игра не имеет ровным счетом никакого отношения к нестандартным и самобытным проектам. Mafia: The City of The Lost Heaven – игра, стоящая, аки мир на трех черепахах, на различных клише, штампах и прочих штучках, вызывающих отчетливое deja vu. Она стандартна настолько, насколько не бывает стандартен даже распоследний дешевый боевик в Дольфом Лундгреном.
Впрочем, обвинений в адрес «Мафии» не последовало хотя бы по той причине, что ее выгодно отличает от множества последних проектов то, что игра была первой в своем жанре. Или как минимум первой игрой в жанре, ставшей по-настоящем культовой.
Однако, прежде чем утверждать о культовости, давайте сначала разложим «Мафию» по полочкам.
Начнем, пожалуй, с тех самых клише.
Как уже упомяналось в разговоре о них, игра с самого начала просто взрывается их какофонией. Более того, даже сейчас, спустя семь лет, сложно найти более, как модно говорить, кинематографичную игру, а именно игру, натаскавшую из различных культовых фильмов такой объем информации. Плохо ли это? Как видится мне, нет.
Конечно, можно было бы грубо и бездоказательно бросить, что от «Mafia» просто несет пресловутой романтикой эпохи «Сухого закона», что мужичонки в черных шляпах и с томми-ганами, припрятанными под плащами давно всем надоели. Можно было бы. Но, поиграв в игру, понимаешь, что угловатое «несет» было бы куда лучше заменить на нечто более возвышенное. Чуть ли не «источает аромат» или даже «амбре».
Даже те стандартные особенности «гангстерского кино», которыми полнится игра, нисколько не оттеняют ее красоты. Мафия – не самобытна, нет. Ни в коем случае.
Если погоня на квадратных «Тандербердах», то все обыденно – визг тормозов, заносы, изящный брюнет в черной рубашке, аккуратно, словно нарезая тортик, высовывающий руку из окна со стандартнейшим же «кольтом»...*bang-bang*
Если по улице идет гангстер – то непременно в котелке а-ля детский рисунок Экзюпери «Змея, проглотившая слона», в длинном черном «Макинтоше» , под которым, можете не сомневаться, скрывается «Томпсон» или даже обрез...
Если этот самый гангстер вдруг собрался стрелть в вас – то в зубах у него уж точно откуда ни возьмись возникнет брутально закушенная сигара, а «Томми» он будет держать у бедра, нацелив вам в живот, да еще и скажет что-нибудь в духе «Привет от мистера Морелло, маленький ублюдок»...
Ну, а если по извилистым улочкам Лост Хивена едет авто представителей конкурирующей банды, а заветный «Томми»-ган уже в ваших крепких руках – будьте уверены, расстрел конкурентов будет выглядеть донельзя хрестоматийно. Пули, вспарывающие общивку, вылетающиеся стекла, трясущиеся от шинкующих их кусочков свинца тела пассажиров... Все как обычно.
Нет, я конечно, не говорю, что если в реальной жизни высадить в «Форд» две обоймы из автомата, то с ним произойдет что-нибудь другое, нет. Просто, когда вы смотрите в монитор, решетя несчастное детище автопрома Нью-Джерси, ощущение «уже было» еще сильнее, чем когда-либо.
Да что, в конце то концов, говорить о «стянутых» из кинофильмов клише, если даже персонажи игры исключительно похожи на героев полудокументальной гангстерской драмы Мартина Скорсезе “Goodfellas” (даровито переведнной в нашем прокате как «Братва»). То есть, мало того, что «Мафия» пропитана киношными сценами, как старый штурман – ромом, так еще и персонажи ее имеют экранных прототипов.
Благодатная почва для яростного гнева и прокятий в адрес разработчиков, не сумевших придумать ничего нового? Благодатная почва для того, чтобы обвинить игру в скучности и затасканности идей, не так ли?
Не так. Не знаю почему, может быть, из-за какого-то мистического стечения игровых обстоятельств, а может быть, из-за вещей куда более прозаических затасканности и пресловутости в «Мафии» как раз не чувствуется. Наоборот, кажется, что это, несомненно, очень стандартный и узкий взгляд на эпоху Сухого закона, но взгляд в исключительно интересной плоскости. Новый виток в развитии «гангстерской романтики» в искусстве. Может показаться странным, что я причисляю компьютерную игру к искусству, но, в данном случае, так оно и есть. «Мафия» – детище игровой индустрии, представляющее тем не менее почти художественную ценность. Сущий «Крестный отец» в миниатюре и на ПК.
К слову, если уж ставить, пусть и с некоторыми оговорками, игру в один ряд с классикой гангстерского кино и литературы, то уж явно стоит пробежаться по сюжету игры и немножко его «прощупать».
Могу сразу сказать, что написание актуального для такой игры сценария сравнимо по объему работы с написанием художественного произведения. В первую очередь потому, что любой талантливый гангстерский сюжет обязательно драматичен. Будь то драма отношений в Семье («Крестный отец»), отношений между полицией и преступниками («Неприкасаемые») или во внутригангстерской среде («Однажды в Америке»). А, соответственно, если уж «впихивать» в сюжет компьютерной игры немного трагедии, то сделать это нужно исключительно аккуратно. Хотя бы потому, что излишний драматизм может отпугнуть изрядную часть аудитории, для которой основной составляющей игры о мафии должна быть стрельба из «Томми» по полицейским и размазывание грузовиков по стенкам на скорости в сто миль. (Впрочем, для таких граждан отдельно создан режим «Free ride»)
В итоге мы получили достаточно простой рецептуры сюжет – разумные действия сценариста, плюс много вставок из различного кино, плюс очень много гангстерской романтики. И это таки очень вкусно.
Сюжетная линия вряд ли поможет вам быстро оторваться от мониторов. Захватывающе красиво, размашисто и даже эпично. Начиная от избиения битами крошечных «Фордов» и заканчивая погонями на грузовиках, груженых виски. Начиная от жестокого убийства почти всего персонала отеля «Корлеоне» ( Френсис Фред Коппола и Марио Пьезо опять икают) в миссии «Шлюха» и заканчивая глубокой финальной сценой миссии «Священник» в разгромленном соборе.
Сюжет не смогло «убить», сделав менее эффектным, даже то, что оный состоит просто из каскада миссий, от которых нельзя отойти ни на шаг. Даже в «GTA» у нас была куда большая свобода их выполнения. Казалось бы, должно выйти скучно уныло и печально. Но, как выяснилось, захватывает даже прожженных любителей нелинейных РПГ.
Отдельный секрет успеха - действительно ки-не-ма-то-гра-фич-ные вставки в игру, изящно намекающие нам то на «Крестного отца», то на имена и деяния известных гангстеров той эпохи, а то и вовсе на Библию. Впрочем, эти вставки иногда можно упрекнуть в излишнем морализме, казалось бы, несущественном при том, что через пять минут Томас Анджело выйдет на улицу и уже за углом расстреляет чей-нибудь «Кадиллак» из «Томпсона». Но, это все же немаловажная составляющая пресловутой «романтики»...
Да и неужели не стоит ждать такого от шутера, чей эпиграф взят из «Книги книг»?
Теперь, раз уж протагонист был впервые упомянут, поведу речь о нем. Бывший солдат, хороший стрелок, итальянец, частью ирландец, ныне таксист... Таких в 30-ые годы в одном только Нью-Джерси были сотни. И в этом-то и соль. Одна из двух главных тем, затрагивающих главного героя - восхождение "маленького человека" (автор намекает, что имеется в виду совсем не гоголевский "маленький человек") на вершину вертикали власти. Ну или хотя бы приближение его к этой вершине.
Начав таксистом, Томми поднимается вверх по иерархической лестнице мафиозной банды Сальери, от водителя до простого "боевика", а потом и до человека, имеющего прямой доступ даже к финансовым активам банды...
Однако, по мере восхождения, убивая и грабя, поджигая и ломая судьбы, Анджело все чаще задумывается, а не станет ли для него эта самая лестница "лестницей Иакова"? Не мостит ли он себе дорогу в Ад, хоть и отнюдь не благими намерениями? До самой своей смерти, уже продав Сальери и убив своих бывших друзей, Томми так и не найдет ответа на этот вопрос...
Вот, к слову, второе основополагающее свойство героя - задумываться. Мало где вы встретите шутер, где герою это присуще.
Что снова подчеркивает уникальность "Мафии", на минуточку.
Раз уж наш герой, хоть и задумываясь над своей судьбой, но таки убивает, было бы хорошо хоть краем глаза обозреть тот ассортимент орудий смертоубийства, который нам предлагает игра.
Я не буду ничего детально разбирать, приводя скриншоты, доводы и статистические показатели, это за меня уже много раз сделали. Поступим проще.
Если уж что и заставляет "Мафию" хоть частично стать классическим шутером, так это ее восхитительно классический "оружейный парк".
Разработчики явно решили не заморачиваться изобретением велосипедов с навешанными на них многочисленными вундерваффе и сделали все максимально историчным, классическим и аккуратным.
Несколько пистолетов, три типа винтовок, один автомат (впрочем, ходят слухи, что у полицеских можно отобрать какой-то особенный уличный "Томми", но у меня есть сомнения) и широкий выбор холодного оружия, начиная от кастета и заканчивая ломом.
При этом стрельба из всего этого армариума доставляет неописуемое удовольствие. Заполучив наконец в руки "Томми-ган", вы просто пальцами чувствуете его резную деревянную рукоять и приклад, больно вонзающийся вам в бедро... А стрельба, например, из помпового полицейского дробовика и вовсе заставляет почувствовать себя Харви Кейтелем из "От заката до рассвета".
Если говорить об ассортименте, то оный, может быть, покажется скучным любителям "вундервинтовок-с десятью подствольными гранатометами-и термическим прицелом-с самонаведением".
Что поделать, такая игра и такая эпоха. В конце концов, ввезти контрабандой оружие в мирный город - не такая уж простая задача. "Пять пистолетов - не пачка папирос, они таки стреляют..." (с)
А теперь, пожалуй, об одной из самых главных составляющих игры - автомобилях. Это, это...чудесно. Автопарк немилосердно радует глаз. Да что там, он просто заставляет тот изливать лучи счастья!
Во-первых, авто просто много. Очень много. И очень много очень разного. Начиная от изрядно напоминающих оторвавшуюся от лошади "коляску" Bolt-ов, продолжая роскошными и суперскоростными Lassitier и заканчивая вовсе гоночными Brubaker-ами и иже с ними.
К тому же, любителям быстрой езды и непременно сопряженных с ней автокатастроф - однозначное и безграничное раздолье.
"Если ты не видел, как взрывается кафе и как разлетаются стулья вместе с трупами - ты ничего не видел..." (с) Город грехов.
Так вот, юзернейм, если ты не видел, как в "Мафии" здоровенный "Lassitier Fordor" на скорости в сто двадцать миль не вписывается в поворот и летит в реку - то ты тоже ничего не видел.
А физика повреждений, физика повреждений! Она несомненно отлична, а, учитывая 2002 год, - беспрецедентно восхитительна. Мнется, там где мягко, рвется там, где тонко и взрывается тогда, когда нужно. Сто баллов из ста.
За хитроумными названиями авто кроются вполне реальные детища американского автопрома. В угловатых чертах Bolt с легкостью угадываеся продукция "Форд", а роскошных Lassitier - "Кадиллаки", а Ulver и, местами, Thor навевают отчаянную тоску по безвременно почившему "Крайслеру" |
Вот, кажется, и все. Про былинность игрового мира говорить не будем, чудеса Чайнатаунов, портовых кварталов и сельской местности около Города давно оценены восхищенным
игроком. Остается только сказать, что простенькая статья в Википедии под названием Культовая_компьютерная_игра в отношении "Мафии" актуальна до невозможности.